РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2015-2017 годы

Зарегистрировано
Министерством труда и социальной защиты Республики Крым
25 ноября 2014 года регистрационный № 1

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Советом министров Республики Крым,
республиканскими объединениями профсоюзов,
объединениями работодателей
на 2015-2017 годы

г. Симферополь                                                                                    «17» ноября 2014 года

Крымское республиканское объединение организаций профсоюзов – «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от лица республиканских объединений профсоюзов (далее — Профсоюзы), Объединение работодателей Республики Крым от лица республиканских работодателей (далее – Работодатели), Совет министров Республики Крым (далее  — Правительство), далее именуемые Стороны, заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года№ 28-ЗРК «Об органах социального партнерства в Республике Крым» настоящее Республиканское соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия по их реализации.

Стороны признают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Крым является повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики, улучшения демографической ситуации, совершенствования профессиональной подготовки молодежи, условий труда, обеспечения эффективной занятости, роста производительности труда, повышения заработной платы работающих, доходов населения и сокращения доли малоимущих, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, совершенствования социальной сферы при рациональном использовании средств бюджета Республики Крым.

Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения соглашений и коллективных договоров.

Стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.

Для достижения поставленных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства.

РАЗДЕЛ I
СОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

С целью регулирования социально-трудовых, связанных с ними экономических отношений, совместных действий по их реализации

Стороны договорились:

1.1. Содействовать росту производства продукции в промышленности и сельском хозяйстве в соответствии с показателями, предусмотренными государственными программами Республики Крым.

1.2. Вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию  законодательства Республики Крым  по:

— поддержке товаропроизводителей и защите внутреннего рынка;

— снижению налогового давления на товаропроизводителей, улучшению инвестиционного климата;

— усилению защиты социально-экономических прав работников.

1.3. Способствовать включению в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников с учетом финансовых возможностей предприятий.

1.4. Проводить предварительные консультации на Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Республиканская комиссия) перед принятием решений по вопросам налоговой политики, изменения цен и тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги,  приятия государственных программ Республики Крым, формирования проектов бюджета Республики Крым с учетом предложений представителей сторон Профсоюза и Работодателей с целью исключения негативных социальных последствий.

1.5. Создавать благоприятные условия для развития организаций среднего и малого бизнеса, индивидуального предпринимательства как основы увеличения объемов производства и расширения занятости населения, становления в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Правительство обязуется:

1.6. Проводить политику, направленную на:

— государственную поддержку местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, поощрение роста объема продовольственных и промышленных товаров, производимых в Республике Крым, создание благоприятных налоговых условий для местных товаропроизводителей;

— содействие промышленным предприятиям независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, создающим современные рабочие места, через привлечение к участию в конкурсах на размещение заказов на выпускаемую продукцию для государственных нужд Республики Крым;

— создание партнерских отношений между субъектами предпринимательства и исполнительными органами государственной власти Республики Крым, устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

1.7. Оказывать  в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим законодательство о труде и обязательства коллективного договора.

1.8. Формировать проекты бюджета Республики Крым, государственных программ Республики Крым с учетом предложений представителей сторон профсоюзов и работодателей. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым осуществлять формирование местных бюджетов, муниципальных программ с учетом предложений представителей сторон профсоюзов и работодателей.

1.9. Учитывать при  подготовке проекта бюджета Республики Крым обязательства, предусмотренные Соглашением.

1.10. Проводить консультации с Профсоюзами и Работодателями по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики Республики Крым на стадии разработки.

1.11. Осуществлять государственную поддержку агропромышленного комплекса, направленную на стабилизацию производства и стимулирование предпринимательства в этом секторе.

1.12. Проводить предупредительные мероприятия по предотвращению банкротства социально и экономически значимых хозяйствующих субъектов Республики Крым в целях стабилизации и вывода их из кризисного состояния.

1.13. Принимать меры по уменьшению удельного веса убыточных предприятий в их общей численности.

С участием представителей соответствующих профсоюзов вносить предложения  о  мерах  воздействия, установленных законодательством, в отношении руководителей хозяйствующих субъектов, организаций государственной и муниципальной собственности, которые не в состоянии организовать их бесперебойную работу, допускают задолженность по заработной плате и не выполняют коллективные договоры.

1.14. Содействовать  своевременной оплате и  погашению задолженности предприятиям, учреждениям, организациям за произведенную продукцию, выполненные работы и услуги, которые были осуществлены в счет государственного заказа, а также  согласно заключенным договорам с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Работодатели обязуются:

1.15. Принимать меры по стабилизации экономического положения предприятий, учреждений, организаций, разрабатывать и реализовывать программы по их развитию, финансовому оздоровлению, наращиванию объемов производства и выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства организаций и росту безработицы.

1.16. Обеспечить участие представителей первичной профсоюзной организации   при  внесении  изменений   в  уставы  предприятий в части защиты социально-экономических и трудовых прав работников,  в разработке внутренних документов (правила трудового распорядка, программы развития персонала, а также внесение в них изменений в соответствии  с действующим  законодательством).

1.17. При проведении процедур ликвидации, реорганизации, изменении форм собственности, банкротства предприятий, учреждений, организаций учитывать их социальные последствия. Указанные мероприятия проводятся с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов работников по предоставлению работникам социальных гарантий и льгот в соответствии с трудовым законодательством.

1.18. Реализовывать обязательства по социальной ответственности бизнеса.

1.19. Содействовать обеспечению на предприятиях всех форм собственности:

— соблюдения прав работников и их представителей в лице профсоюзов, на участие в управлении предприятиями;

— определения в учредительных документах и коллективных договорах конкретных форм участия представителей работников в принятии решений, которые непосредственно касаются социально-экономических прав и интересов работников;

— развития коллективно-договорных и трудовых отношений, заключению коллективных договоров.

Профсоюзы обязуются:

1.20. Осуществлять общественный контроль за соблюдением нормативных правовых  актов, обеспечивающих защиту интересов работников при реорганизации, ликвидации или банкротстве предприятий, организаций,  учреждений, за соблюдением работодателями действующего законодательства о труде.

1.21. Принимать участие в разработке государственных программ Республики  Крым,  содействовать  их реализации, вносить предложения по совершенствованию и усилению их социальной направленности.

1.22. Проводить работу по заключению коллективных договоров на   предприятиях   всех    форм    собственности,   с   включением   в  них  мер, направленных на развитие и повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции предприятия.

1.23. Содействовать укреплению производственной и трудовой дисциплины на предприятиях Республики Крым.

1.24. Информировать трудовые коллективы о возбуждении дела о банкротстве, оказывать помощь в избрании представителя работников предприятия-должника для участия в процедурах банкротства.

1.25. Обеспечить предоставление консультационной и практической помощи работникам по их социально-трудовым правам и гарантиям.

РАЗДЕЛ II
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

С целью обеспечения гарантий занятости населения республики, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда:

Стороны  договорились:

2.1. Принимать активное участие в разработке и реализации государственной и местных программ занятости населения в рамках компетенции сторон. Рассматривать на Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующих территориальных комиссиях выполнение мероприятий по содействию занятости населения и, при необходимости, вносят предложения по их корректировке.

2.2. Содействовать созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.

2.3. Принимать меры по снижению уровня регистрируемой безработицы, предотвращению массового увольнения работников.

Критерии массового увольнения определяются показателями численности увольняемых работников за конкретный период времени:

— увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя с численностью работающих 15 и более человек;

— сокращение численности или штата работников организации в количестве:

— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Массовым высвобождением считается одновременное сокращение 10 и более процентов от общей численности работников организации.

2.4. Разрабатывать, в случае угрозы массового увольнения работников, совместно с уполномоченным органом в сфере занятости населения на основе взаимных консультаций программу мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, повышение конкурентоспособности безработных граждан и незанятого населения посредством обучения их по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) в Республике Крым, определять источники финансирования.

2.5. Осуществлять привлечение на рынок труда иностранной рабочей силы в соответствии с  федеральным законодательством. При прочих равных условиях обеспечивать при приеме на работу приоритет граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, перед иностранными гражданами.

2.6. Разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую эффективное взаимодействие системы образования и рынка труда государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

2.7. Принимать меры на исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений, в том числе через повышение  информированности граждан об их правах в сфере труда.

2.8. Проводить комплекс мер по расширению активных направлений политики занятости, направленных на снижение длительности и уровня безработицы.

2.9. Принимать меры по обеспечению требований  действующего законодательства за соблюдением прав работников во время сокращения численности работающих.

Правительство обязуется:

2.10. Реализовывать меры, направленные на совершенствование форм и методов оказания услуг, предоставляемых гражданам и работодателям уполномоченным исполнительным органом власти Республики Крым в сферезанятости. Ежеквартально представлять Профсоюзам и Работодателям аналитико-статистическую информацию о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения, об оказании социальных услуг незанятому населению, в пределах действующей статистической отчетности.

2.11. Определять совместно с Работодателями объем подготовки квалифицированных рабочих кадров специалистов среднего звена и специалистов высшей квалификации по отраслям, профессиям и специальностям с учетом основных задач социально-экономического развития Республики Крым на соответствующий период.

2.12. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым предусмотреть в соответствующих бюджетах необходимые средства для обеспечения полной занятости работников муниципальных органов, не допуская при этом сокращения сети и численности работников, без согласования с соответствующей профсоюзной организацией.

Правительство и Работодатели обязуются:

2.13. Содействовать организации и проведению профориентационной работы среди молодежи, особенно школьников, с целью ее профессионального самоопределения и выбора профессий, востребованных на рынке труда.

2.14. Способствовать повышению конкурентоспособности незанятого населения на рынке труда, в первую очередь молодежи, путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе непосредственно на производстве.

2.15. Обеспечивать прохождение стажировки, путем заключения срочного трудового договора, как вид повышения квалификации, на предприятиях, в учреждениях и организациях, с целью дальнейшего трудоустройства под конкретное рабочее место. Обеспечивать создание условий по предоставлению производственной базы для прохождения производственной практики студентами государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

2.16. Способствовать формированию объемов и направлений подготовки кадров в учебных заведениях, расположенных на территории Республики Крым, в соответствии с потребностями работодателей.

Работодатели обязуются:

2.17. Предусматривать при разработке инвестиционных проектов реконструкции промышленных и других объектов хозяйственной деятельности  создание новых  и дополнительных рабочих мест с надлежащими условиями и достойной оплатой труда.

2.18. Информировать территориальные подразделения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере занятости и Профсоюзы не менее чем за 3 месяца   о предстоящем массовом высвобождении работающих, в том числе женщин, и совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.

2.19. Предусматривать при разработке коллективных договоров в обязательном порядке международные нормы, заложенные в ратифицированных Российской Федерацией конвенциях МОТ, и меры, направленные на обеспечение занятости работников и их профессиональную подготовку.

2.20. Информировать Министерство образования,   науки и молодежи Республики Крым об объеме и профессионально-квалификационной потребности организаций в подготовке молодых специалистов.

2.21. Принимать меры по сохранению кадрового потенциала на действующих предприятиях, созданию новых рабочих мест в сфере инновационного и высокотехнологического производства, сельском хозяйстве, социальной сфере сельской местности, сфере услуг и туризма, а также в моногородах.

2.22. Повышать эффективность бронирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях  муниципальных образований для трудоустройства социально незащищенных категорий населения, в том числе для молодежи, закончившей общеобразовательные школы, профессионально-технические учебные заведения, которая уволилась со срочной воинской службы, и которой предоставляется первое рабочее место.

2.23. Обеспечить периодичность  повышения квалификации работников не реже, чем один раз в пять лет в соответствии с действующим законодательством.

2.24. Заключать договоры на подготовку квалифицированных кадров с государственными профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования для проведения производственной практики.

Профсоюзы обязуются:

2.25. Обеспечивать бесплатную юридическую и консультационную помощь по вопросам  гарантий  занятости, проводить  в  трудовых   коллективах предприятий, учреждений и организаций обучение по применению законодательства о занятости населения. Предоставлять выборным органам первичных профсоюзных организаций нормативные правовые документы по вопросам занятости.

2.26. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области занятости.

2.27. Использовать профсоюзные средства массовой информации для информирования населения по вопросам рынка труда, использования трудовых ресурсов, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

2.28. Содействовать органам службы занятости населения республики в проведении информационно-консультационной работы с членами трудовых коллективов, находящихся под угрозой увольнения, о мероприятиях по опережающему профессиональному обучению работников. 

РАЗДЕЛ III
ОПЛАТА ТРУДА

С целью повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности в республике.

Стороны договорились:

3.1. Установить, что минимальная месячная тарифная ставка (оклад) рабочего первого разряда основного производства или месячная заработная плата (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) работника, полностью отработавшего норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Крым.

Обеспечить работникам бюджетного сектора на территории Республики Крым установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих и профессиям рабочих в зависимости от сложности выполнения трудовых обязанностей в размере не менее 6200 рублей.

Установить:

— минимальные коэффициенты соотношений месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по отраслям, подотраслям, видам производств, работ, деятельности к прожиточному минимуму трудоспособного населения в Республике Крым (приложение 1);

— минимальные коэффициенты соотношений месячных тарифных ставок (окладов) отдельных профессий рабочих по отраслям, подотраслям, видам производств, работ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в Республике Крым (приложение 2);

— минимальные коэффициенты соотношений месячных тарифных ставок (должностных окладов) работников сквозных профессий к прожиточному минимуму трудоспособного населения в Республике Крым (приложение 3);

— доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам для работников, имеющих межотраслевой характер (приложение 4);

— межразрядные тарифные коэффициенты  (приложение 5).

3.2. Принимать меры по доведению размера среднемесячной заработной платы в целом по республике в 2015 году не менее 20 тыс. руб.

3.3. Принимать меры по  поэтапному увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3.4. Обеспечивать реализацию на территории республики Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в  государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р.

3.5. Принимать меры по легализации заработной платы,  предупреждению и ликвидации задолженности по выплате заработной платы.

Правительство обязуется:

3.6. Определять и устанавливать ежеквартально нормативно-правовым актом величину прожиточного минимума.

3.7. Обеспечивать своевременную  выплату  заработной платы работникам государственных учреждений Республики Крым.

3.8.  Принимать в целях повышения уровня заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда,  рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения Республиканской комиссии.

Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов республики принимать аналогичные решения с учетом  мнения соответствующей территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3.9. Принимать меры в установленном законодательством Российской Федерации порядке по обеспечению выплаты стипендий студентам государственных образовательных организаций Республики Крым.

3.10. Обеспечивать своевременное финансирование заработной платы за период летних отпусков педагогических работников, не сокращая при этом финансирования текущей заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций других отраслей.

Работодатели обязуются:

3.11. Обеспечивать выплату заработной платы работникам в первоочередном порядке в сроки, установленные в соглашениях, коллективных договорах.

3.12. Учитывать положения отраслевых соглашений Российской Федерации, Республики Крым при заключении коллективных договоров и отраслевых соглашений.

В случаях, когда отраслевыми тарифными соглашениями (заключенными на всех уровнях социального партнерства) устанавливаются размеры тарифных ставок рабочих первого разряда на более высоких уровнях, обеспечить установление размеров тарифных ставок, наиболее благоприятных для работников.

3.13. Устанавливать в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки и обеспечивать ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы.

3.14. Обеспечивать условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе и нормативных актов по вопросам оплаты труда.

3.15. Устанавливать системы оплаты труда с учетом мнения выборных профсоюзных органов и закреплять их в коллективных договорах.

3.16. Предусматривать сохранение средней заработной платы при предоставлении нерабочих дней одному из родителей детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, начальные классы школьных учреждений в связи с их закрытием на карантин или объявлением в указанных заведениях выходного дня.

3.17. Рекомендовать обеспечить установление доли тарифной части в заработной плате работников в размере не менее 70% через отраслевые соглашения в Республике Крым.

Профсоюзы обязуются:

3.18. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе по выплате заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях, где действуют первичные профсоюзные организации.

3.19. Оказывать бесплатную консультативную и правовую помощь членам профсоюзов по защите их прав в вопросах оплаты труда, представлять их интересы при рассмотрении трудовых споров по оплате труда.

3.20. Взаимодействовать с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в решении вопросов обеспечения права трудящихся на своевременную и в полном размере оплату труда.

РАЗДЕЛ IV
ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ

С целью обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.

Стороны договорились:

4.1. Оказывать практическое и методическое содействие при разработке и заключении отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров с установлением конкретных мер по соблюдению требований законодательства в области охраны труда, в том числе касающихся вопросов режима и дисциплины труда, эксплуатации машин, механизмов, оборудования, применения средств индивидуальной (коллективной) защиты, организации и проведения подготовки работников по охране труда.

4.2. Содействовать в реализации государственной политики в области охраны труда, обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работающих.

4.3. Разрабатывать меры по повышению уровня безопасности на производстве и профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

4.4. Проводить конференции, конкурсы, совещания, другие мероприятия по вопросам охраны труда.

4.5. Изучать и пропагандировать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.

Правительство обязуется:

4.6. Обеспечивать реализацию на территории Республики Крым государственной политики в области охраны труда, федеральных и государственных целевых программ Республики Крым, улучшение условий, направленных на охрану труда. Организовывать и утверждать государственные целевые программы Республики Крым по улучшению условий и охраны труда и обеспечивать контроль за их выполнением.

4.7. Координировать проведение на территории Республики Крым в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

4.8.  Осуществлять на территории Республики Крым государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и обеспечить контроль за качеством проведения специальной оценки рабочих мест  по условиям труда, правильностью  применения списков, по которым устанавливаются льготы и компенсации работникам за работу в неблагоприятных условиях труда, предоставлением их работникам предприятий в соответствии с законодательством.

4.9. Разрабатывать нормативные правовые акты в области охраны труда.

4.10. Предусматривать ежегодно при подготовке бюджета Республики Крым ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы 2  «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы.

4.11. Обеспечивать в установленном порядке:

4.11.1 надзор за соблюдением трудового законодательства на предприятиях Республики Крым;

4.11.2 проведение расследований несчастных случаев на производстве.

Работодатели обязуются:

4.12. Создать службы охраны труда и назначить лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов по безопасности труда. Создать эффективную систему управления охраной труда на предприятии. Обеспечить финансирование охраны труда.

4.13. Организовать проведение за счет собственных средств обязательных  предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

4.14. Обеспечить на каждом рабочем месте условия труда в соответствии   с требованиями нормативных актов об охране труда. Принимать меры по защите работающих от воздействия опасных и вредных факторов производственной среды.

4.15. Обеспечить функционирование системы управления охраной труда на предприятиях.

4.16. Обеспечить своевременное проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности предприятия.

4.17. Размещать на территории предприятия, в доступном месте, информацию о причинах несчастных случаев на производстве и в быту.

Обеспечить работу кабинета охраны труда. Сообщать номера телефонов доверия и бесплатной правовой помощи профсоюзов.

4.18. Обеспечивать беспрепятственную работу представителей профсоюзов по вопросам охраны труда. Представлять им необходимую информацию для анализа состояния охраны труда на предприятии, своевременно информировать о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

4.19. Предусматривать в коллективных договорах:

— положения, стимулирующие работу уполномоченных трудовым коллективом  общественных инспекторов по вопросам охраны труда;

—  участие предприятий, учреждений и организаций в смотрах-конкурсах состояния охраны труда;

— проведение, при участии профсоюзов, специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в сроки, определяемые коллективными договорами, но не реже чем один раз в пять лет;

— предоставление работникам, гарантий и компенсаций, если они заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюзы обязуются:

4.20. Осуществлять профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды (созданием безопасных  условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, своевременным финансированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, обучением в области охраны  труда).  В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений. При невыполнении требований по устранению нарушений, требовать приостановления работ (на рабочих местах, в производственных помещениях, участках, цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях в целом).

4.21. Предоставлять бесплатную консультационно-правовую помощь членам профсоюзов, а также их семьям по вопросам законодательства  об охране труда.

Содействовать проведению пропаганды безопасного труда на предприятиях, учреждениях, организациях.

4.22. Содействовать созданию комитетов (комиссий) по охране труда профсоюзных организаций предприятий, проводить обучение и методическую работу с членами комитетов (комиссий) комиссий.

4.23. Представлять интересы членов профсоюзов при рассмотрении вопросов в комиссиях по расследованию несчастных случаев, по проверке знаний требований охраны труда, по проведению специальной оценки условий труда, по охране труда, по трудовым спорам.

РАЗДЕЛ V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И ГАРАНТИЙ

С целью развития комплекса мероприятий по социальной защите населения, удовлетворения социально-культурных и духовных потребностей населения

Стороны договорились:

5.1. Не допускать уменьшения объёмов действующих социальных льгот, компенсаций, доплат и помощи, предусмотренных законодательством,  государственными программами Республики Крым и коллективными договорами на предприятиях, учреждениях, организациях. Проводить согласованную политику, направленную на повышение уровня жизни населения Республики Крым, расширение социальных гарантий.

5.2. Организовать санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и их семей:

— за счет бюджетных средств и средств социального страхования для работников бюджетного сектора. На эти цели предусмотреть в бюджете Республики Крым на соответствующий бюджетный год не менее 100000000 руб.;

— за счет средств работодателей и социального страхования для работников внебюджетного сектора экономики.

5.3. Развивать системы добровольного пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.

5.4.Содействовать:

— реализации мероприятий, предусмотренных календарным планом в области физической культуры и спорта на предстоящий период;

— включению в коллективные договоры мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой, спортом, обслуживанию и содержанию спортивных баз и сооружений.

5.5. Объединять усилия для обеспечения оздоровления детей и молодежи за счет средств бюджетов всех уровней и отчислений работодателями финансовых средств, в рамках коллективных договоров.

Правительство обязуется:

5.6. Содействовать осуществлению мер, направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проводить информационно-разъяснительную работу среди населения об их правах и обязанностях.

5.7. Согласовывать с Профсоюзами проекты решений по изменению цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта.

5.8. Содействовать в  разработке проектов законов в сфере социально-трудовых отношений.

5.9. Обеспечивать реализацию государственной жилищной политики, осуществлять государственную поддержку отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья), развивать систему ипотечного кредитования, разрабатывать нормативную базу развития жилищной сферы.

5.10. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов Республики Крым.

5.11. Обеспечивать финансирование расходов на образование, здравоохранение, социальную защиту, молодежную политику, науку, культуру, физическую культуру и спорт.

5.12. Предусматривать в бюджете Республики Крым средства для социальной поддержки отдельных категорий граждан.

5.13. Рассматривать ходатайства предприятий, учреждений, организаций о награждении работников государственными и ведомственными наградами с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

5.14. При разработке Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы, с привлечением Профсоюзов, предусмотреть отдельные разделы по  выделению средств на оздоровление, и на санаторно-курортное обслуживание — в Государственной программе развития здравоохранения в Республике Крым на 2015-2017 годы.

5.15. Информировать один раз в полугодие стороны об основных показателях уровня жизни.

5.16. Не допускать принятие решений, которые повлекут необоснованное сокращение численности работников образовательных организаций, государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования  в течение учебного года.

Работодатели обязуются:

5.17. Предусматривать приобретение за счет средств предприятий, учреждений, организаций определенного количества санаторно-курортных путёвок, путёвок в дома (базы) отдыха для  работников и членов их семей, неработающих ветеранов труда.

5.18. Осуществлять качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в  Пенсионный фонд, ежемесячно информировать застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии через расчетные листки по заработной плате. Обеспечивать сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу.

5.19. Обеспечивать своевременное заключение договоров с амбулаторно-поликлиническими учреждениями на проведение предварительных, периодических и иных, установленных законодательством Российской Федерации, медицинских осмотров и диспансеризацию работников.

5.20. Обеспечивать сохранение, хозяйственное обслуживание и укрепление материально-технической базы, объектов социальной инфраструктуры.

5.21. Своевременно осуществлять  подготовку к оздоровительному сезону находящихся в собственности работодателей или арендуемых ими загородных детских оздоровительных учреждений, комплектование их кадрами, организацию отдыха детей.

5.22. Оплачивать за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний путевки сотрудникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, направив на эти цели средства в размере 20% суммы взносов за прошедший календарный год, уменьшенных на расходы, связанные с социальным страхованием.

5.23. Сохранять за работниками, вышедшими на пенсию, возможность пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения предприятия, учреждения, организации.

Профсоюзы  обязуются:

5.24. Принимать активное участие в работе коллегиальных органов социальной направленности, создаваемых при исполнительных органах государственной власти Республики Крым, государственных внебюджетных фондов.

5.25. Участвовать в разработке и обсуждении законопроектов, программ, иных нормативных правовых актов социальной направленности.

5.26. Принимать меры по защите законных прав граждан на получение качественного образования, охрану здоровья, свободный доступ к культурным ценностям, выступать за сохранение государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры.

5.27. Контролировать проведение предварительных, периодических и иных, установленных законодательством Российской Федерации, медицинских осмотров и диспансеризацию работников.

5.28. Контролировать соблюдение работодателями особенностей регулирования труда женщин в связи с материнством, а также работников, воспитывающих детей без матери; добиваться для них включения в коллективные договоры дополнительных льгот.

5.29. Организовывать проведение новогодних представлений для детей и обеспечение их подарками.

5.30. Вносить предложения по предоставлению налоговых льгот детским оздоровительно-воспитательным, студенческим спортивно-оздоровительным организациям, учреждениям образования,  здравоохранения, культуры, спорта и туризма независимо от ведомственной принадлежности.

РАЗДЕЛ VI
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

С целью повышения эффективности взаимодействия  социальных партнеров,

Стороны договорились:

6.1. Признать основными формами реализации социального партнерства коллективные переговоры, консультации и сотрудничество Сторон.

6.2. Содействовать:

— созданию отраслевых и территориальных объединений Работодателей, Координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях республики;

— формированию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключению территориальных трехсторонних соглашений.

6.3. Оказывать практическое и методическое содействие заключению соглашений, коллективных договоров в организациях, в т.ч. на предприятиях малого бизнеса, организовывать работу комиссии по предотвращению коллективных трудовых споров.

Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы работников всех организаций, независимо от членства в профсоюзах, представляют и защищают первичные профсоюзные организации, входящие в состав Федерации независимых профсоюзов Крыма, непосредственно или через республиканские организации отраслевых профсоюзов.

6.4. Принимать участие в совершенствовании нормативной правовой базы, которая касается социально-экономического развития Республики Крым, трудовых отношений.

6.5. Решать спорные   вопросы,   возникающие   в   ходе  реализации   Соглашения, путем проведения предварительных консультаций и переговоров.

6.6. Не принимать в одностороннем порядке решений по изменению ранее согласованных гарантий и установлению новых гарантий в сфере социальных, экономических, культурных прав и интересов трудящихся и других слоев населения, которые являются предметом настоящего Соглашения.

6.7. Признавать право легализованных объединений профсоюзов и работодателей республиканского уровня, не принимавших участие  в переговорах,  присоединиться к Соглашению на протяжении всего срока его действия при условии, если они возьмут на себя обязательства по его выполнению.

6.8. Осуществлять контроль за выполнением Соглашения Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности не реже двух раз в год.

6.9. Представлять по итогам полугодий информацию о ходе выполнения норм и обязательств своей Стороны другим Сторонам,  а также по итогам года рассматривать состояние выполнения Соглашения на заседании Республиканской комиссии с приглашением руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

6.10. Разработать совместно в трехмесячный срок после подписания Соглашения критерии оценки выполнения его положений.

6.11. Опубликовать настоящее Соглашение в средствах массовой информации.

6.12. Освещать работу по выполнению Соглашения в средствах массовой информации.

Правительство обязуется:

6.13. Привлекать представителей Профсоюзов и Работодателей к участию в деятельности рабочих органов, комиссий, советов, которые рассматривают и решают вопросы защиты социально-экономических и трудовых прав трудящихся.

6.14. Принимать меры по реализации выполнения обязательств настоящего Соглашения и предусматривать бюджетные ассигнования в проекте бюджета Республики Крым на соответствующий бюджетный год, обеспечивающие выполнение обязательств Соглашения, в пределах объема доходной части бюджета Республики Крым.

6.15. Обеспечивать регистрацию коллективных договоров и соглашений после предварительной экспертизы и согласования с вышестоящим профсоюзным органом. При регистрации выявлять условия, противоречащие законодательству о труде, и сообщать об этом представителям Сторон, а также в Инспекцию по труду Республики Крым.

6.16. Предусматривать при формировании смет казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений средства для отчисления первичным профсоюзным организациям на проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в размере не менее 0,5% от фонда оплаты труда.

Работодатели обязуются:

6.17. Не препятствовать созданию и способствовать деятельности профсоюзов всех уровней и их выборных органов.

Не допускать возникновения задолженности перед профсоюзными организациями по членским взносам, удержанным из заработной платы работников — членов профсоюзов.

6.18. Создавать условия для уставной деятельности Профсоюзов и их выборных органов, в том числе технической и правовой инспекций Профсоюзов, признавать необходимым обеспечение безоплатного перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы, а также средств на проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в размере не менее 0,5 % от фонда оплаты труда.

6.19. Сформировать в муниципальных образованиях Республики Крым местные организации работодателей как сторону социального партнерства на этих уровнях.

Профсоюзы обязуются:

6.20. Обеспечить обучение профсоюзных кадров и членов выборных профсоюзных органов формам и методам социального партнерства, порядку заключения коллективных договоров и соглашений, разрешению коллективных трудовых споров.

РАЗДЕЛ VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Соглашение заключается на три года и вступает в силу со дня его подписания.

7.2. В двухмесячный срок после подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и направляет их в секретариат Республиканской комиссии.

7.3. Действие настоящего Соглашения распространяется на объединения работодателей и профсоюзов, которые уполномочили Стороны разработать и подписать настоящее Соглашение, и работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Крым и не заявивших письменно о своем несогласии с его содержанием в Республиканскую комиссию в течение    30 календарных дня со дня опубликования настоящего Соглашения.

7.4. Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, и каждая из сторон несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

7.5. Текст Соглашения публикуется в средствах массовой информации в десятидневный срок со дня подписания.

Соглашение подписано в трёх идентичных экземплярах, которые находятся  у каждой из Сторон и имеют одинаковую юридическую силу.

Соглашение подписали:

От Правительства: От Работодателей: От Профсоюзов:
Глава Республики Крым, Председатель Совета министров Республики Крым

 

 

___________ С. Аксёнов

Председатель Объединения работодателей Республики Крым

 

 

______________ А. Баталин

Председатель Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов- «Федерации независимых профсоюзов Крыма»

_________ В. Клычников

Приложение №1 Скачать

Приложение №2 Скачать

Приложение №3 Скачать

Приложение №4 Скачать