Каждый работник должен знать какие способы защиты трудовых прав предусмотрены законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
— самозащита работниками трудовых прав;
В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. (ст. 379 ТК РФ)
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
Прежде всего при нарушении его прав работник – член профсоюза может обратиться в первичную профсоюзную организацию (ППО) своего предприятия, структурного подразделения, а также к правовому инспектору труда Профсоюза, контактную информацию о котором можно получить у председателя ППО или на информационных стендах Профсоюза.
— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Работник обращается в территориальные органы Государственной инспекции труда, которые есть в каждом субъекте Российской Федерации, в органы прокуратуры, которые также осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства.
— судебная защита.
Работник обращается с исковым заявлением в суд. За помощью по подготовке искового заявления и представлении его интересов в суде работник может обратиться к правовому инспектору Профсоюза. Дела по трудовым спорам госпошлиной не облагаются.
Также работник за разрешением индивидуального трудового спора может обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС), которая создается в организации (ст. 384 ТК РФ) по инициативе работников или работодателя на паритетных началах, из равного числа представителей работников и работодателя.
Каковы основные права профсоюзов?
Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст. 11 закона о профсоюзах.
Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и контроль за их выполнением закреплено в ст. 13 закона о профсоюзах.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство определяется с учетом количества представляемых членов.
Профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения условий коллективного договора, соглашения профсоюзы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или не достижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
Право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров закреплено в ст. 14, 23 закона о профсоюзах.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав, и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, на информацию закреплено в ст. 17, 19 закона о профсоюзах. Также ст. 370 ТК РФ наделяет общероссийские профессиональные союзы и их объединения правом создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Во исполнение данных норм в нашем Профсоюзе была создана правовая инспекция труда, которая год от года активизирует свою работу по защите трудовых прав и интересов членов РОСПРОФЖЕЛ. В настоящее время работают 82 профсоюзных инспектора труда с высшим юридическим образованием, из которых 80 в ОАО «РЖД», 1 в Московском метрополитене и 1 во ФГУП «Крымская железная дорога». Кроме того, около 700 внештатных правовых инспекторов наделены аналогичными правами по контролю за соблюдением трудового законодательства.
Основные права профсоюзных инспекторов закреплены ст. 370 ТК РФ. Они имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
При этом игнорировать результаты проверки, проведенной правовым инспектором, работодатель не имеет права. Ст. 370 ТК РФ обязывает работодателей в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Законодательством предусмотрено право Профсоюза требовать привлечения к ответственности должностное лицо работодателя, допустившего нарушение норм трудового законодательства, коллективного договора. Согласно ст. 195 ТК РФ при выявлении факта нарушения руководителями норм трудового законодательства представительный орган работников вправе подать заявление работодателю о привлечении к ответственности указанного руководителя.
Трудовой кодекс закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения первичной профсоюзной организации. Так, в ст. 8 ТК РФ указано, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Локальный акт, принятый работодателем с нарушением этой процедуры, согласно ч. 4 ст.8 ТК РФ, является недействительным. Трудовым кодексом предусмотрено 29 случаев, когда при принятии работодателем при принятии работодателем решений необходим учет мнения первичной профсоюзной организации, например:
о введении и об отмене режима неполного рабочего времени;
о привлечении работников к сверхурочным работам;
о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни;
о введении систем оплаты труда, оплаты работы в ночное время, сверхурочной работы;
определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
при составлении графиков сменности;
об утверждении графика отпусков и т.д.
ТК РФ подробно регламентирован порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.
Тамара Мамчич
уполномоченный представитель ДОРПРОФЖЕЛ на Крымской ж д